"Несмотря на то что ее начало как знаменитости и звезды принято связывать с появлением Штернберга, рождение феномена под названием "Дитрих" началось еще раньше.
Штернберг заметил Марлен в 1929 году в Берлине; она привлекла его как "образец апатии", что объяснялось ее пренебрежительной отчужденностью. Это качество уже было подмечено коллегами по ремеслу и производило такое впечатление, что критик Альфред Керр, считавший его самой сильной стороной Дитрих. Наряду с ее манерой независимо держаться и красотой фон Штернберга очаровало еще одно качество: невозможность определить источник ее эротики, Уже в Берлине Марлен Дитрих заказала портному своего мужа Рудольфа Зибера сшить для нее фрак, носила монокль и вращалась в бисексуальных клубах и барах города. Она была известна. В одном из стихотворений, предупреждавшем в начале 30-х годов об обманчивом блеске кинометрополии Берлина, обыгрывается ее андрогинный образ (буквально следующее):
Девочка, зачем ты отправилась в Берлин?
Потому что там в белом шелку расхаживает Портен,
И Гарри Лидтке сидит за стойкой бара,
Потому что Марлен Дитрих окутана развратом,
Да ведь и Бергнер однажды была никем.
Вот почему ты едешь из Бонна в Кюстрин,
А через ночь - в Берлин.
Для поисков собственного стиля образцов для подражания в декадентском тогда Берлине было предостаточно. Одним из них была Клэр Вальдофф, с которой Марлен выступала уже в 1926 году в ревю "Из уст в уста" в Берлине. Именно она ввела Марлен в загадочный мир бисексуальности и помимо этого научила ее своей подчеркнуто небрежной, упрямо-нагловатой манере поведения на публике. Элегантная француженка Марго Лион также была ее наставницей до появления Джозефа фон Штернберга. Вместе с нею Марлен выступила в 1927 году развлекательно-лесбийским дуэтом в ревю "Это висит в воздухе", исполнив песню "Когда лучшая подруга с лучшей подругой". Песенка с провокационным содержанием стала предметом разговоров в городе, и Марлен пригласили записать первую пластинку.
Для крупных театров шили костюмы в ту пору известные берлинские салоны мод, такие как "Герман Герсон", "Флатов-Шедлер", "Клара Шульц" или "Макс Беккер". Вот что пишет актриса Кете Хаак о празднике с участием знаменитых гостей - немецкого кронпринца, а также известнейших актрис того времени Гении Портен и Асты Нильсен: "Тогда была одна знаменитая женщина-дизайнер, госпожа Беккер. Все известные актрисы носили ее самые последние модели. Таким образом, уже наутро газетчики делали Беккер бесплатную рекламу. Я слышала, как на празднике перешептывались: "Марлен сейчас как раз переодевается". Она заказала изготовить платье со шкурками семи серебристых лисиц, пришитыми сзади. В то время когда дамы уже начали торжественный выход, платье актрисы еще дошивали. Дитрих явилась самой последней и, естественно, /немедленно приковала к себе всеобщее внимание".
Еще до того как Марлен Дитрих была приглашена сниматься в "Голубом ангеле", она успела поучаствовать в 16 фильмах и 20 театральных постановках в Берлине и Вене. Однако только начиная с конца 20-х годов ее имя становится известным за пределами узкого круга профессионалов. До сих пор же такие влиятельные издания, как 0!е Оате и Е1едап1е \А/е11, не уделили привлекательной актрисе ни одной строчке, хотя Марлен Дитрих уже давно была хорошо известна по участию в рекламе. Уже в середине 20-х годов она активно (и смело - в коротком нижнем белье) призывала с фотографий известного фотохудожника Мартина Бадикова покупать грампластинки, автомобили, нейлоновые чулки и проч. На вопрос, как ему работалось с Дитрих до начала ее карьеры, Бадиков ответил: "Тяжело". Что очень странно, если учесть, что все в один голос вспоминают о дружественных отношениях, существовавших между ними. "Она была просто слишком полновата для такого короткого белья", - объяснял Бадиков.
После успеха ревю "Это висит в воздухе" на актрису начинают обращать внимание влиятельные модные издания и помещают ее в рекламе шелкового бархата Крефельдера сначала анонимно, а затем представляют ее по имени и как актрису (в ее спортивном автомобиле, а чуть позже - в качестве модели в вечернем платье от дома моды "Макс Беккер"). Салону "Беккер" отдавали тогда свое предпочтение многочисленные звезды, как, например, Элизабет Бергнер, Лил Даговер, Бригитте Хельм и Марлен Дитрих.
Фритци Крюгер, выступавшая в качестве модели дома "Беккер" с 1927 по 1933 год, вспоминает об актрисе, что та чаще всего появлялась в ателье со своей дочерью и заказывала пошить для нее платья такого же фасона, что и для себя: "Ее вечерние платья стоили очень дорого, уже тогда их стоимость составляла между 800 и 1800 марок. Все, кроме боковых швов, должно было быть выполнено вручную".
Да и те 25 чемоданов, с которыми через день после премьеры "Голубого ангела" проснувшаяся знаменитой Дитрих отправилась из порта Бремен в Нью-Йорк, были также по большей части заполнены новой одеждой из дома "Беккер". Даже тогда, когда Марлен завоевала популярность в Голливуде, она оставалась приверженницей линии берлинского дома моды: один из найденных среди ее вещей счетов подтверждает покупку различной спортивной и вечерней одежды, украшений, платков и вечерних сумочек на сумму 23 669, 50 марки. Все эти вещи были куплены Марлен во время одного из ее визитов в Берлин.
|