Голливуд в 30-х годах стал свидетелем индустриального противостояния двух звездных мифов - Греты Гарбо, за которой стоял "МГМ", и Марлен Дитрих, которую поддерживал "Парамаунт", но силы в этом споре оказались не совсем равными. Одной стороной была никогда не изменявшая стилю своего исполнительства (походка, взгляд, профиль крупным планом) Грета Гарбо, чьи самые противоречивые персонажи - от королевы до проститутки, от аристократки до простолюдинки - неизменно становились популярными. Другой - Марлен, которая, казалось, никак не могла освободиться от клише Лолы-Лолы, возникшего в "Голубом ангеле".
Это клише имело важнейшее значение для кинематографа: он должен был полностью переделать актрису, чтобы новый типаж мог подчинить воображение публики на целые поколения; чтобы заставить зрителей забыть, что Марлен уже снялась в 17 фильмах; что до Штернберга Дитрих работала с Максом Рейнхардом, мастером вовсе не второго сорта, и что на сценах театров актриса уже пробовала себя в Шекспире и Кляйсте, хотя признание в театре пришло к ней в музыкальных шоу - Очутившись вместе в Голливуде, Дитрих и Штернберг еще много раз добивались грандиозных успехов, но образ роковой женщины - (именно того особенного типа, который всегда имеет двусмысленный подтекст), буквально прилип к ней, поскольку Голливуд, как всегда, принял миф, сконструированный режиссером. Штернберг не противился продолжению ряда подобных типажей, поэтому даже в ином контексте в "Марокко" (1930) Марлен опять предстала в недалекой от Лолы-Лолы роли Эми, певички из сомнительного заведения, и сыграла ее в некотором роде более совершенно и точно, чем предыдущие реалистические образы.
В сущности, Марлен могла бы, как и все ведущие личности жить на ренту, до бесконечности повторяя то, что уже жаждали зрители. Но Марлен была еще и умной женщиной, самокритичной, полной острого юмора; как примерная дочь офицера былой германской империи, она отличалась упорством и амбициозностью и не собиралась из-за трона славы отказываться от покорения следующих высот; она была актрисой, способной играть в достаточно широком диапазоне. В последнем появлении на экране в возрасте почти восьмидесяти лет в фильме Дэвида Хеммингса "Прекрасный жиголо - бедный жиголо" ( 1979) она предстала перед нами в наряде старой метрессы ночного бара, которая поет знаменитым хрипловатым голосом одну из тех песен Лолы-Лолы, которые когда-то считались "канцонами страсти и печали". Однако есть и другой путь в артистической биографии Марлен: она пробует себя в самых разных жанрах.
Для "новой" Марлен был необходим другой режиссер Центральной Европы, и им стал Эрнст Любич, бесспорный мастер американской "софистической комедии". В картине "Желание" (1936), режиссером которой был Фрэнк Борзедж, но продюсером и, следовательно, действительным руководителем являлся Любич, Марлен все еще играет персонаж двусмысленной и соблазнительной женственности: будучи воровкой, она обманывает простодушного американского парня; но ключ истории - по-буржуазному выходит замуж, всё в рамках комедийных перипетий и пикантных диалогов. Итак, Любич станет главным режиссером фильма "Ангел" (1937), который еще больше сместит прицел: предложит Марлен не типичный для нее облик замужней дамы из высоких буржуазных слоев, заставит ее колебаться между двумя мужчинами, из которых она в конце концов выберет мужа. Образ героини абсолютно свободен от намека на штернбергианство. В том же году, по возвращении в Европу, она - воплощение русской аристократки в приключенческой мелодраме "Рыцарь без лат"; снята в Англии Жаком Фейдером, продюсер Александр Корда; эта лента содержит элемент, который отсутствует в кинематографии Штернберга, несмотря на настойчивый эротизм его героев: неприкрытая сексуальность, которая прослеживается в целом ряде эпизодов купания в полуобнаженном виде, не случайно ставших знаменитыми.
|