Ее появление в мужской одежде было, безусловно, жестом эмансипации и отвечало веяниям времени, когда женщины все чаще представали в неожиданных мужских ипостасях. Брюки, короткие стрижки, худощавые и мускулистые тела - внешние симптомы происходившей трансформации традиционных и ожидаемых от женщины манер и образа жизни. Появление Марлен Дитрих в формальной вечерней мужской одежде было и вызовом, и утверждением; жест был вызывающим -потому что смена костюма означала переход на новые, обоеполые позиции, утверждающим - потому что было ясно, что кто-то открыл соответствующий портновский образ. Фрак невероятно шел Марлен, так что мысль о том, что переодевание мучительно для нее, и в голову не могла прийти. Трансформация завершалась примирением - побеждала женщина, побеждала оружием своей женственности.
Тем не менее Марлен во фраке оставляла впечатление двусмысленности, и нарочитость намерения производила соответствующий эффект. Джозеф фон Штернберг использовал его, вводя Марлен Дитрих в Америку. Потрясающий момент в истории кино: фигурка в цилиндре и фраке небрежно поднимается на сцену низкопробного марокканского бара - и рождается новая звезда. Время прорыва можно установить до секунды. Продолжение эпизода хорошо известно: женщина за столиком пытается бросить вызов Марлен, и та ее целует. За шоком от костюма немедленно следует другой шок, который устраняет двусмысленность, не оставляя места для сомнений. Воцаряется сумбур - но ненадолго. Через два года те же приемы и тот же костюм используются в "Белокурой Венере", но происходит смена цвета. Цилиндр и фрак сияют белизной, негатив стал позитивом. Но вопреки этому актриса легонько задевает рукой тугое джерси одной из "герлз"... Смысл, явно заложенный в трансвеститский маскарад, остался прежним. Но на этом, видимо, блистательный костюм исчерпал себя - и Марлен Дитрих больше никогда не появится на экране в цилиндре и фраке. Только десятилетия спустя, когда она возвратится на сцену, этот костюм будет возрожден. И произведет тот же эффект - совершенной гармонии облика и личности.
Фрак, шелковый цилиндр и мужские туфли (которые видны на фотографиях из марокканского фильма), по сути, носят характер формы. Классический наряд без малейших изменений - его носительница безропотно приняла традицию. Неизвестно, что навело Марлен Дитрих на мысль надеть на себя столь строгий и формальный костюм. Возможно, какую-то роль сыграли фотографии умершего молодым отца. Джозеф Штернберг, а за ним и другие режиссеры укрепили склонность актрисы к ношению формы, выпуская ее на экран то в облике казака женского пола, то в мундире морского офицера, то давая ей в руки каску, которую она игриво надевала и снимала. Сцена, в которой Марлен, играя шпионку, предстает одетой в кожу, сделалась притчей во языцех. И наконец, во времена Второй мировой войны военная форма стала для Марлен уже не просто сценическим костюмом. Из эмоциональных воспоминаний о той поре можно сделать вывод, что Марлен считала войну одним из самых важных событий своей жизни.
Даже когда Марлен отказалась от нарочито строгих костюмов, она сохранила строгость линий и деталей в манере одеваться. Ее облегающие туалеты почти неизменно застегнуты до самой шеи, они так же пригнаны по ней, как ее костюмы и мундиры. Галстук-бабочку сменили шейные платки, жабо и плиссированные рюши, фрак уступил место жакетам в талию, цилиндр - беретам и мягким широкополым шляпам. Шею часто обвивали боа и перья, воротнички служили единственным украшением почти монастырских платьев. Открытые платья - большая редкость, Марлен не любит обнажать плечи, глубокий вырез практически недопустим. Марлен даже к собственному бассейну выходила застегнутой на все пуговицы - правда, ноги при этом открыты доверху. С другой стороны, она охотно носит брюки и все, что можно туго затянуть поясом, корсеты, если только роль или ситуация допускают их. Не забудем и о шнурованных ботинках и классических лодочках. Зато никаких босоножек с открытыми пальцами, обожаемых ее вульгарными коллегами. Прославленные ноги, как правило, облачены в элегантные чулки - в полном соответствии с общим стилем. "Прусский стиль", дисциплина и собранность во всем. Никто никогда не замечал ни малейшей небрежности во внешности Марлен Дитрих, а броские детали - скажем, меха - служат главным образом для смягчения строгости туалета.
Ее германский гардероб не отличался ни выдумкой, ни стилем и был довольно провинциальным. Элегантность и простота в туалетах появились только тогда, когда ими занялся Тревис Бентон в Голливуде; это он выработал стиль, который впоследствии стал пробирным клеймом звезды. Строгая элегантность гардероба, освобожденного от аксессуаров, украшений и всего, что могло даже намекнуть на неуверенность владелицы, придала Марлен Дитрих единственный в своем роде облик, к которому ее соперницы не могли и приблизиться. Воистину появился неповторимый стиль Марлен Дитрих. И раз выработанный, он соблюдался с замечательным и достойным восхищения постоянством - Марлен никогда не отступала от его классических линий.
|